Иоганнес Крейслер (asafaradjev) wrote,
Иоганнес Крейслер
asafaradjev

вот и всё...









Сахаров, Бонэр, Ростропович, Солженицын... Вишневская. Кого из оставшихся жить можно поставить рядом с ними? Некого. Почти некого.

Мне посчастливилось. Я слышал её на сцене Большого в Татьяне. В самом начале 70-х, прямо перед отъездом, превращённым советской властью в долгую вынужденную эмиграцию.

Не просто слышал, с того "Евгения Онегина" (Мазурок, Вишневская, Атлантов, Тугаринова, Огнивцев) я вообще полюбил оперу, до того ненавидимую за фальшь и искуственность. А тот спектакль помню в деталях мизансцен, в ариях, дуэтах, трио и хорах так, будто слушал вчера.

Потом, спустя почти десять лет, будучи студентом ГИТИСА, на длинной практике в Большом,  каждый раз, когда шел "Онегин", в сцене письма Татьяны я стоял в левой кулисе и, кто бы ни пел, видел опять и опять только её - Вишневскую, которая на всю мою жизнь осталась единственной Татьяной, как Мазурок единственным Онегиным, как виденный в те же годы Стриженов - навсегда единственным Треплевым, а Степанова - единственной Аркадиной в чеховской "Чайке". Собственно, это и было то, что называется образцом, эталоном в Искусстве - выше чего не бывает и к чему стремятся поколения и поколения просто артистов, мастеров и художников театра.

Рядом с Вишневской и после её отъезда на сцене Большого пело достаточно превосходных певиц и певцов.  Одновременно с Ростроповичем и после его с Вишневской отъезда в залах СССР играло достаточно больших и блистательных музыкантов. Почему же именно она и он навсегда вписались не просто в золотую книгу русского Искусства, но впечатались в скрижали Истории, стали символом Времени и Эпохи? Им двоим - Вишневской и Ростроповичу - в отличие от десятков других мастеров было суждено сочетать правду Искусства с Правдой вообще, что в советскую эпоху, да, впрочем, и сегодня, либо трудно, либо накладно, а для большинства просто немыслимо.

Её Татьяна пронзила моё сердце любвью к опере, которой она отдала свою жизнь, не потому только, что Вишневская была Мастер и Певица № 1, но ещё и потому, что за художественной правдой образа Татьяны стояла другая - человеческая правда Галины Вишневской, чистота и прямота её собственной души. Правда в искусстве невозможна, если те, кто к ней стремятся  - человечески лживы.

Царственная, ослепительно величественная на сцене и вне её, Галина Вишневская сочетала правду жизни с правдой искусства, оставалась внутренне независимым человеком. Её гражданская смелость и личная свобода от лицемерного режима пропитывали правдой существования сценические образы, которые она ваяла.


Мы остаёмся не просто без большой певицы, такие ещё будут, нас оставила не просто красивая женщина, такие есть и будут ещё, мы осиротели потому,  что с Галиной Вишневской нас окончательно покидает совесть нации. Без неё, без совести, - наше будущее туманно и неопределённо... 

Subscribe

promo asafaradjev december 3, 2019 02:45 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://www.youtube.com/channel/UCFT3GxNVb3nSrGOFt7fXoQQ/featured
  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments