Иоганнес Крейслер (asafaradjev) wrote,
Иоганнес Крейслер
asafaradjev

Необязательные мемуары. Мои университеты. Глава 11. Дополнительная








Оригинал взят у nicolaitroitsky в Необязательные мемуары. Мои университеты. Глава 11. Дополнительная
Десятая глава




У матросов нет доносов!

Необходимость в написании этой дополнительной главы возникла, прежде всего, потому, что в Википедии, в статье, посвященной Борису Кагарлицкому, до сих пор значится клеветническая фраза "по доносу Асафа Фараджева и Андрея Караулова". Это подлое и наглое враньё!
Не знаю, какая сволочь эту фразу туда вписала, и, к сожалению, не имею возможности ее вычеркнуть или хоть как-то воздействовать на администрацию Википедии, чтобы эту клевету оттуда убрали. В принципе, к информации из Википедии никто всерьёз не относится, и это дело самих Фараджева и Караулова, учившихся в ГИТИСе на театроведческом факультете на один курс старше меня. Имеют право в суд подать.
Но я не могу молчать, когда во всемирной сети, во всеобщем доступе, клевещут на людей, мне знакомых.


Ни Асаф, ни тем более Андрей никогда не относились к числу моих друзей. Но я терпеть не могу вранья.
Потому и расскажу немного про них обоих, про треугольник (отнюдь не любовный) Кагарлицкий - Фараджев - Караулов и еще про некоторых ребят, учившихся в ГИТИСе в мое время на других курсах.
Про историю незадачливого диссидента Бориса Кагарлицкого я уже вкратце писал, и там изложены основные факты. Никаких "доносов" не было, а вовсе даже наоборот. Когда Бориса Кагарлицкого взяли, он сам рассказал сотрудникам КГБ, кому давал читать свой нелегальный самиздатский "журнал", назвав фамилии Фараджева и Караулова.
Не берусь осуждать Бориса. Тихий интеллигент, благополучный профессорский сынок, почти "мажор", тепличное растение, он не мог не растеряться под напором гебистов. Честно скажу, что я сам не знаю, как бы повел себя в его ситуации. Другое дело, что если ты такой нежный и хрупкий, то не лезь в диссиденты, а если уж пошел в антисоветчики, то будь готов к аресту, допросам и прочим последствиям!


Между прочим, эта история могла плохо закончиться для Фараджева с Карауловым. Если бы гебешники захотели, могли бы их привлечь за недоносительство: ведь они читали или, как минимум, держали в руках антисоветские материалы, но не сообщили куда надо! Хорошо, что времена были уже не сталинские, КГБ и партии не нужны были громкие процессы над "антисоветскими группами", и обоих студентов не тронули.
Естественно, что в те далекие годы они держали язык за зубами, никто обо всем этом не знал, но в конце концов тайное всегда становится явным. И это, мягко говоря, непорядочно - перекладывать обвинения в "доносах" с больной головы на здоровую. Ну и хватит об этом.


Ни строчки без гонорара

Два слова о вышеупомянутых моих однокашниках (о Б. Кагарлицком я и так слишком много написал).
Асаф Фараджев был отличник, человек творческий, большой любитель и глубокий знаток музыки, особенно Чайковского. Типичный интеллигент застойного времени, он по природе своей не способен был заниматься доносительством.

Совсем другая репутация была уже тогда у Андрея Караулова, ну а потом, когда он стал известным телеведущим, он только усугубил свой имидж. Слишком много было вранья в его "моменте истины". Но и это не дает оснований "шить" автору телепередачи лишнее незаслуженное обвинение.
Андрей выделялся среди студентов ГИТИСа с самого начала своей деловитостью и оборотистостью. У него был девиз "Ни строчки без гонорара", он этого не скрывал и старался соответствовать. При этом был, правда, главным редактором факультетской стенгазеты, где я, кстати, был у него заместителем, но за это мы никаких гонораров не получали, да сами и не писали туда, только формировали "номера" (так что всё вело меня nach журналистика).
Кроме всего прочего, Караулов подрабатывал книжным "барыгой", то есть, спекулянтом. Продавал дефицитные книги. Я купил у него Бахтина, "Рабле и карнавальная культура Средневековья", за 15 рублей - огромные деньги!
Так что и в бизнесе (правда, слова такого мы тогда не употребляли) Андрей держался в рамках интеллигентности. Те самые строчки, за которые он старался в обязательном порядке получать гонорар, относились к театроведческому делу. Его первая книжечка, монография, если я не ошибаюсь, была посвящена замечательной актрисе Малого театра Дарье Зеркаловой.
Не удивительно, что полтора года армии Андрей отслужил в театре, был моим непосредственным предшественником в команде, в том числе и в некоторых "ролях".

Деловые люди

В ГИТИСе, на нашем театроведлческом факультете, учились в ту пору немногие люди, ставшие впоследствии известными. Не та специальность, откровенно говоря. Выпускники шли в театральные критики, завлиты театров, чиновники ВТО и министерства культуры. Негде там было прославиться.
Зато некоторые ухитрились дойти до "степеней известных" в бизнесе.
Вот хотя бы Саша Бермонт


Я бы его, наверное, не узнал. Неплохая у него получилась биография:
С 1996 по 2003 г. Александр Бермонт занимал пост генерального директора ЗАО «Московский хлеб». В 2003 г. перешел на аналогичную должность в компанию «Интерстиль», представляющую в России интересы датской мебельной сети BoConcept.
Уж не знаю, почему он выбрал именно датскую фирму. Может быть, он датского происхождения, фамилия такая, не совсем обычная. Почти Бальмонт, который был, как известно, из шведов.

В ту пору, когда Бермонт еще был театроведом, он, в отличие от Караулова, предпринимательством не занимался. Зато писал умные статьи в нашу стенгазету. Например - о поэзии Владимира Высоцкого.
Именно Саша Бермонт был первым, кто открыл мне глаза на Высоцкого как большого русского поэта, с необычными, уникальными рифмами и стилистическими приемами, которые Бермонт подробно анализировал. Мне тогда казалось, что даже перебарщивал с умной и наукообразной терминологией. На всю жизнь запомнился мне, например, "семантический сдвиг". Я так и представлял себе и даже изображал, слегка подражая хриплому голосу Высоцкого, как тот поет под гитару: "У меня семантический сдвиг! Я сегодня Бермонта постиг".
Кстати, помню, что 25 июля 1980 года я видел Бермонта на похоронах Высоцкого, среди немногих избранных и допущенных, выходящих из театра.

Определенных успехов в бизнесе достиг также Алексей Гриневич, ставший в 90-е годы видным деятелем в компании ОЛБИ или OLBI, хотя потом он куда-то сгинул. Видимо, живет где-нибудь в Лондоне или на экзотических островах.
Алексей учился на несколько курсов младше меня. Не помню, чтобы чем-нибудь выделялся или запомнился.

А из моего потока, но не с моего курса, крупным предпринимателем стал Сережа, то есть, пардон Сергей Леонидович Сухолинский-Местечкин.
По нему, кстати, всегда было видно, что это "деловой человек". Видный, осанистый, корпулентный, всегда энергично-веселый, таким и должен был быть преуспевающий бизнесмен, по моим представлениям советских времен. Сергей, правда, начинал как администратор театра. В ту эпоху на этом посту вполне можно было применить предпринимательские способности.

Будущих администраторов и директоров театра готовили на нашем факультете. Сейчас у них отдельный факультет - продюсерский, а в мое время было только отделение, которое называлось длинно и сложно: экономики и организации театрально-зрелищных предприятий. Уфф! Или просто "экономисты".
Разная, ох какая разная там училась публика. И интеллигентные сынки из хороших семей, и обычные, нормальные студенты - тот же Александр Ефимович, которому я еще раз хочу выразить отдельную благодарность за то, что благодаря ему я успел застать Владимира Высоцкого на сцене, и совершеннейшие "пролетарии от сохи".
Они учились вместе с нами, в одном помещении, а я вдобавок провел бок о бок с "экономистами" полтора месяца на картошке, будучи единственным представителем мужского пола с моего курса, потому с ними всё это время и общался.
Помимо всего прочего, "экономисты" (и еще актеры) научили меня пить. Некоторые из них были истинными виртуозами в этой сфере. Помнится, один "экономист", двухметровый мужик под 30 лет, гусарского вида, с пушистыми усами, Володя Соколов прямо у меня на глазах выпил из горлышка бутылку... лосьона. После чего - буквально! - занюхал рукавом и громко крякнул.
Другие напитки он тоже употреблял, но это было уже не так интересно.
На этой оптимистической ноте дополнительную главку можно и закончить.


Необязательные мемуары
Необязательные мемуары-2
Необязательные мемуары-3
Необязательные мемуары-4
Subscribe

  • тётя Соня

    Сегодня ровно 50 лет со дня смерти моей незабвенной няни Софьи Александровны Васильевой, дочери купца 2-ой гильдии Александра Лупповича…

  • геббельсовская сущность путинской пропаганды

    Вера Мухина "Я и другие", 1971 или кое-что для понимания геббельсовских методов и технологий путинской пропаганды

  • СИНЯЯ ПТИЦА

    Если бы в моём детстве не было МХАТовской Синей птицы - Театр мог бы пройти мимо меня. Обычно именно в эти снежные декабрьско-февральские дни…

promo asafaradjev december 3, 2019 02:45 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://www.youtube.com/channel/UCFT3GxNVb3nSrGOFt7fXoQQ/featured
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments